Почему дорожают государственные стройки?
Данный материал подготовлен в преддверии заседания Муниципального Совета Рф на тему «О развитии строительного комплекса и совершенствовании градостроительной деятельности в Русской Федерации»
АРГУМЕНТЫ
Меня нередко спрашивают: почему в нашей стране так дорожают муниципальные стройки?
Овечаю: Всю ответственность за удорожание муниципальных строек несёт Минстрой Рф. В соответствие с действующим Положением конкретно Минстрой Рф производит выработку гос политики и нормативно-правовое регулирование ценообразования и сметного нормирования в строительстве, сформировывает порядок расчета Исходной (наибольшей) цены госконтрактов (НМЦК). Конкретно Минстрой вводит неадекватные сметные нормативы (также "личные" индексы и цены), конкретно Минстрой ежеквартально регистрирует (в сторону роста) цена строительства муниципальных строек.
Конкретно в ведении Минстроя находится Главгосэкспертиза Рф, которая производит проверку достоверности сметной цены муниципальных строек и тем подтверждает её.
Конкретно в ведении Минстроя находится учреждение с очень звучным заглавием - Федеральный центр по ценообразованию в строительстве и индустрии строй материалов (ФАУ ФЦЦС Рф).
Какие ответы для вас ещё необходимы?
На местах заказчики и подрядчики самодеятельностью не занимаются и прикрываются документами Минстроя. Без утвержденных (подписанных) смет и Актов выполненных работ (ф. КС-2, КС-3) никто ни какие средства не получает. ЭТО ФАКТ! В нашей стране все делается "на основании...", "во выполнении...", "принимая во внимание...", "беря во внимание позицию..." и т.п.
ФАКТЫ
ФАКТ 1. Большая часть конкурсных процедур в строительстве проходит со понижением исходной (наибольшей) цены муниципальных договоров
Согласно Докладу Минэкономразвития РФ «О результатах мониторинга внедрения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок продуктов, работ, услуг для обеспечения муниципальных и городских нужд» в 2015 году», больший объем экономных средств по итогам 2015 года затрачен на закупки строй работ и услуг в области архитектуры и составил 2,07 трлн. рублей, что составляет 39% от общего объема закупок. По сути эта толика существенно больше (более 56% либо 3,5 трлн. рублей). 39 % – это по титулу закупки (строительство). Если взять закупку и установка оборудования, ремонт, модернизацию, расширение и т.д, также закупки в рамках 223-ФЗ «О закупках продуктов, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», это будет еще больше.
Направляет на себя тот факт, что при закупках в сфере строительства почти всегда мы сталкиваемся с снижением исходной цены муниципальных договоров. При этом, признаки демпинга, когда понижение составило 25% и поболее 2015 году, имеют 5,9% госконтрактов, в 2014 году - 6,6%. И это только более 25 %! На спектр понижения от 10 до 25 % приходится более 30-35 % от полного количества состоявшихся торгов либо 20-25 % от их объема. Отбросив случаи предумышленного демпинга и откровенного мошенничества, выходит, что большая часть конкурсных процедур в строительстве проходит со понижением исходной (наибольшей) цены муниципальных договоров.
Чего далековато ходить за примерами: не так давно в Санкт-Петербурге расчетную цена строительства Фрунзенского радиуса метро в рамках контрактных процедур удалось понизить на 37 процентов от стартовой цены (41 миллиардов. рублей). Такое беспримерное понижение вызвало вопросы у администрации городка! Кстати, по нашим данным это вышло так как в сметной документации были использованы т.н. «личные цены» Минстроя Рф на строительство метрополитенов, которые, мягко говоря, очень завышены!
Отмечу, что исходная (наибольшая) стоимость муниципальных договоров формируется после прохождения процедуры проведения проверки достоверности определения сметной цены объектов серьезного строительства в согласовании с постановлением Правительства Русской Федерации от 18 мая 2009 г. N 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной цены объектов серьезного строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета».
Если мы имеем такое понижение цены, появляется вопрос – а достоверна ли по сути сметная цена?
Более того, Министр строительства и ЖКХ Рф Миша Мень не так давно сказал, что порядка 232 млрд рублей было сэкономлено за 9 месяцев 2015 года при проверках достоверности определения сметной цены объектов серьезного строительства. Глава Минстроя Рф выделил: «В Рф не может быть выстроено ни 1-го вправду важного объекта, который бы не прошел через госэкспертизу. От ее работы сначала зависит безопасность объектов, также эффективность расходования средств на строительство. Согласно материалам ФАУ «Главгосэкспертиза Рф», в 2014 году работа профессионалов дозволила сберечь более чем 600 миллиардов. руб., за 9 месяцев 2015 года – 232 миллиардов.
Таким макаром, выходит увлекательная картина: сметная цена большинства муниципальных строек миниатюризируется два раза – поначалу на шаге проверки достоверности, а позже на шаге конкурсных процедур. О какой достоверности может идти речь?
ФАКТ 2. Сметная цена большинства муниципальных строек не соответствует заложенным проектным решениям, используемым материалам, оборудованию, машинам и фактической технологии производства работ
Может быть, я буду повторяться. Но следует учитывать, что многие не читали мои прошлые публикации.
Сначала отмечу, что в согласовании с Порядком проведения проверки достоверности определения сметной цены объектов серьезного строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (постановление Правительства Русской Федерации от 18 мая 2009 г. N 427), предметом проверки сметной цены является исследование и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией.
Процедура проверки достоверности проходит камерально и, часто, формально. Профессионалов сначала интересует, включена либо не включена та либо другая расценка в Федеральный реестр, который ведет Минстрой Рф. Ее соответствие технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией профессионалов тревожит в последнею очередь. Более того, беря во внимание, что многие строй материалы и технологии отсутствуют в сметно-нормативной базе Минстроя Рф, цена многих работ оценивается «применительно» и неадекватно.
В итоге, для прохождения экспертизы сметной цены, допускаются наигрубейшие нарушения в сметных расчетах, начиная от использования т.н. «применительных расценок» и заканчивая предумышленными арифметическими ошибками!
Строительное нормирование и ценообразование, как часть экономики строительства и технического регулирования, имеет важное значение. Главное то, что финансирование строительства осуществляется только через строй сметы и акты выполненных работ. Все другое – не целевое внедрение средств. Что рассчитаем и защитим – то и получим. От сметной цены зависит финансовая эффективность строительной деятельности.
Определение цены строительства сейчас производится с внедрением бессчетных поправочных коэффициентов, индексов, критерий и ограничений, имеющих заранее личный нрав и позволяющих изменять результаты расчета цены в угоду тем либо другим участникам инвестиционно-строительной деятельности.
Действующие нормы и цены на строй, ремонтно-строительные, монтажные и пусконаладочные работы устарели и не учитывают применение качественных и высокопроизводительных машин и устройств, новых технологий и материалов. На практике, строй организации обязаны «закладывать» в сметы и исполнительную документацию устаревшие цены в ряде всевозможных случаев с очевидно завышенными и неадекватными показателями издержек. Появляется ситуация, когда правительство само делает условия для завышения сметной цены работ.
В так именуемой «новейшей» сметно-нормативной базе, введенной Минстроем Рф в 2014 году (приказ Минстроя Рф от 30 января 2014 г. № 31/пр «О внедрении в действие новых (!!!) муниципальных сметных нормативов»), есть нормы и цены, уже наименования которых вызывают ухмылку - «Перекладка частей российской печи», «Подмена основания под штукатурку из драни», «Конопатка паклей дверных коробок», «Устройство древесных тротуаров» и т.д. В разделе «Стекольные работы» - основной материал «замазка оконная», в отделочных работах доминирует применение томных цементно-изветковых смесей, в земельных работах – сплошь строительная техника, которая уже издавна не выпускается индустрией и этот перечень можно продолжить.
В сборнике «Строй железные конструкции» весь современный покрытый цинком легкий металлопрокат уместился в одну норму, в сборниках «Благоустройство» и «Авто дороги» содержатся семь таблиц норм на одну и ту же работу – фрезерование асфальтобетонных покрытий, при всем этом их характеристики расползаются вместе до 5 раз!
Как для вас такие нормы – «Сборка стенок из щитов с укладкой верхней обвязки, прибивкой нащельников, обшивкой досками, утеплением соединений, прокладками из древесно-волокнистых плит и конопаткой паклей», «Сборка стенок из брусьев с установкой обгонных досок и вкладышей, прокладкой пакли обернутой толем под подкладную доску, антисептированием нижних венцов и первичной конопаткой стенок паклей», «Укладка подкладной доски с прокладкой просмоленной пакли, обернутой 2-мя слоями толя» либо «Обивка стенок неоцинкованной кровельной сталью по войлоку либо асбесту»?
Такие вещи просто недопустимы! На дворе XXI век, а мы «консервируем» в сметно-нормативной базе технологии 50-х годов прошедшего столетия. Устаревшие сметные нормативы повсевременно переиздаются с маленькими переменами и выдаются как новые разработки. При всем этом корректировка характеристик редакционного нрава производится без нужных обоснований и экономических расчетов, без проведения формальных процедур, регламентов и экспертиз, без проф оценки отдельных нормативов и баз данных в целом.
В текущее время сборники Муниципальных сметных нормативов учитывают цены на 1 января 2000 года. Прошло уже 15 лет!
Поглядите пристально на ежеквартальные индексы пересчета сметной цены, которые выпускает Минстрой: по всем регионам страны изменение характеристик происходит на одну и ту же процентную величину! Как такое может быть!? Это гласит только о том, что их никто не считал, и применялись способы математической интерполяции.
Об этом можно написать еще очень и сильно много.
ФАКТ 3. Цена муниципальных строек вырастает, при всем этом цены на главные материалы «стоят» либо даже падают!
Невзирая на то, что цены на большая часть продуктов и услуг в стране идут ввысь, цены на главные строй материалы либо стоят, либо даже падают.
Например, понижение цены на цемент с начала года составило 0,9%. Средняя стоимость производителей на цемент (без НДС и доставки) в 2015 г. составила 2 857 руб./т, что на всего только на 0,6% превосходит уровень 2014 г.
Средняя стоимость приобретения цемента (с учетом НДС, доставки, сбытовых и посреднических расходов) в 2015 г. возросла на 1,0% по сопоставлению с 2014 г. и составила 3 911 руб./т.
Прогнозируем, что в наступившем году объемы строительства в Рф свалятся еще на 20-30%, что скажется на потреблении и цены цемента. В 2016 году мы прогнозируем предстоящее понижение употребления цемента - от 5% до 10%. Ниже цены опускать производители уже не могут! Цемент – это «хлеб» строительства. В условном 1 кв. м. жилища приблизительно 400 кг. условного цемента.
Как молвят спецы, состояние рынка стройматериалов почти во всем находится в зависимости от того, на каком уровне находится создание цемента. По сути цены на цемент стоят уже практически 4 года!
Цены на металлопродукцию к концу 2015 года достигнули самого малого уровня за последние 12 лет и утратили с начала прошедшего года 34%. Падение внутреннего спроса на металлопродукцию по итогам 2015 года составило в РФ порядка 12-15%. Например, цена строительной арматуры класса А1, за год снизилась с 32,3 тыс. руб/т до 23,9 тыс. руб/т в среднем.
За 1-ое полугодие металлурги планируют прирастить цены на свою продукцию на 3,5-5 процентов.
В 2016 году загруженность русских производственных мощностей по выпуску станового проката, будет составлять менее 60% в среднем значении.
Арматура также относится к главным ценообразующим материалам. В условном 1 кв. м. жилища приблизительно от 35 до 60 кг. условного металла.
Соответственно стоит и рынок товарных бетонов и смесей, бетонных и железобетонных конструкций. и это длится уже пару лет!
Цены на кирпич с лета относительно благополучного 2013 года до января 2016 года, другими словами за два с половиной года, упали на 30-35 процентов и приблизились к уровню 2007 года. Это в номинальном исчислении. А в реальном, с учетом официальной инфляции, снизились на 50-60 процентов. При всем этом цены на применяемые в производстве керамики ресурсы — электричество и природный газ — выросли за обозначенный период на 20 и 30 процентов соответственно.
По данным Федеральной Службы Гос Статистики, в Рф средняя стоимость на щебень, по которой он отпускается на внутренний рынок, в январе этого года выросла на 1% по сопоставлению с декабрем прошедшего года, составив 437,54 руб/куб.м.
С начала 2016 года подорожали – трубы чугунные (+3-4%), воздуховоды (до 3,5%), кабель силовой (до 1,3%), кабели связи (+0,6%), стекло листовое (+2,7%), линолеум (+8%) завезенные из других стран материалы и оборудование.
В 2015 году подорожали трубы напорные из ПВХ, мало кирпич, гипсокартон, паркет и доски необрезные, теплоизоляционные материалы, отдельные виды кабельной продукции, лакокрасочные материалы.
Совокупный рост цен на главные строй материалы в 2015 году составил всего 4,2%, а с начала 2016 года – 0,91%.
Давайте не будем переоценивать роль и долю привезенных из других стран материалов и оборудования в стоимости муниципальных строек! практически все большие объекты состоят из песка, цемента, щебня, арматуры и т.п.
ФАКТ 4. Цена муниципальных строек вырастает в итоге предумышленных действий
Желаю снова отметить, что финансирование объектов серьезного строительства (в том числе – новое строительство, реконструкция, полный ремонт, расширение, модернизация, реставрационно-восстановительные работы и т.д.) и конкретная оплата выполненных работ вероятны лишь на основании утвержденной и прошедшей муниципальную функцию проверки достоверности строительной сметы, критерий заключенных муниципальных договоров и подписанных актов выполненных работ (по ф. КС-2 и КС-3)! Во всех других случаях мы будем иметь прямое нецелевое расходование экономных средств.
Таким макаром, для соблюдения денежной «чистоты» и дисциплины есть несколько методов извлечения дополнительного дохода со стройки. А конкретно:
Можно, например, «взвинтить» исходную сметную цена (исходную стоимость договора), чтоб в итоге гос экспертизы и по результатам конкурсных процедур она была «срезана» до подходящего уровня и можно было бы отчитаться об экономии экономных средств. Беря во внимание все несовершенство новых муниципальных сметных нормативов Минстроя Рф, также применение разных поправок, индексов (коэффициентов) для грамотного спеца это не составит огромного труда.
Подгонка сметы под подходящую цифру может включать:
- неверное применение норм и расценок;
- завышение расчетных объемов строй работ:
- завышение издержек на т.н. «предварительные» и «сокрытые» работы, тяжело поддающиеся проверке;
- применение завышенных личных расценок и индексов пересчета сметной цены, согласуемых с Минстроем Рф;
- включение в сметы дополнительных работ либо повторный учет одних и тех же работ, но по различным нормативам;
- беря во внимание, что смета может состоять из многих тыщ позиций – просто «нахально» исказить базисную цена ресурсов либо допустить предумышленные арифметические ошибки;
- и т.д.…
В процессе строительства обширно используются последующие методы:
- завышение объемов выполненных работ, в особенности в части укрытых, также материалоемких работ – отсыпки, армирование, бетонирование, кладка и т.п.;
- применение более дешевеньких материалов;
- оплата выполненных ранее работ по текущим (более высочайшим) ценам;
- корректировка сметной цены за счет «дополнительных» работ;
- прямой сговор с поставщиками материалов с целью включения в акты более высочайшей цены
- и т.д.…
Полностью естественно, что подобные т.с. «манипуляции» имеют целью обеспечить документальное «прикрытие» от вероятных проверок и легализацию откровенного воровства. Беря во внимание, что строительство относится к очень ресурсоемкой отрасли экономики, все это очень тяжело поддается проверке.
В конце концов, мы же не будем проводить контрольные обмеры методом вскрытия либо «разрушения» строй конструкций! Справедливости ради отмечу, что в строительстве есть разные инструментальные способы контроля в натуре. Но, выход «в поле» и подмена калькулятора с ручкой на ультразвуковые, тепловизионные и лазерные приборы – это уже высший пилотаж контрольной деятельности!
Котёл электрический Скат 14 КЕ/14, 380 В, 14 кВт
Котёл электронный «Скат» 14 КЕ/14 предназначен для нагревания теплоносителя в автономных системах отопления личных домов. Представляет собой готовую миникотельную на базе электронного котла. В качестве теплообменника использован медный змеевик объемом 5 л. Стенной отопительный котел работает от переменного тока напряжением 380 В. Размеры: ширина — 41 см, высота — 74 см, глубина — 31 см. Цвет корпуса — белоснежный. Страна производства — Словакия.
Достоинства
- Предусмотрена возможность программирования расписания автоматического включения и выключения устройства. Котел может быть интегрирован в систему «Умный дом».
- Мощность котла 14 кВт обеспечивает нагрев и поддержание данной температуры в помещениях общей площадью до 140 м².
- При помощи механического управления вероятна плавная регулировка температуры.
- Благодаря наличию предохранителя котел автоматом выключается в случае перегрева либо превышения данной температуры. Это увеличивает степень безопасности установки.