Госзакупки, крах генподряда и самоликвидацию СРО обсудили на Экспертном Совете Госдумы

Заседание Экспертного совета по строительству, индустрии стройматериалов и дилеммам долевого строительства при Комитете Госдумы по транспорту и строительству, прошедшее 12 ноября, отличалось резкостью выступлений, а закончилось малеханькой сенсацией.

Повестка денька заседания Экспертного совета содержала всего два вопроса: что происходит с институтом генподряда и как улучшать систему СРО?

Председатель Совета Владимир Ресин для «затравки» озвучил несколько цифр из реального состояния строительного рынка: так, из 4000 компаний на рынке жилища на проектное финансирование перебежали всего 790, и у их в работе только 19,6 млн кв. м жилища из 118 млн. При всем этом всего 35 региона строят более 0,5 кв. м жилища на человека, при этом, обычно, в больших городках. Рентабельность строительства в регионах низкая, потому банки не готовы в эти проекты инвестировать. Ну и в целом на строительном рынке основным игроком сейчас являются не строители, а банки, генподрядчики от их зависят фактически на сто процентов, а сейчас в зависимость попали к тому же застройщики. При всем этом банки не спешат поменять свои закостеневшие механизмы работы, и это ставит под опасность срыва тыщи строек. «Нам необходимы умные банки с гибкими продуктами кредитования для строительства умных городов», - подвел результат Ресин.

Предстоящий обмен воззрениями разделился на две части: как выжить генподрядчику и что делать с СРО?

Председатель комитета ТПП РФ по строительству Ефим Басин уверен, что главное препятствие развития генподрядных отношении - это закон о госзакупках 44-ФЗ. От него мучаются все – и генподрядчики, и заказчики, в особенности городские. Как и раньше основным фактором торгов является самая малая стоимость на отдельный шаг работ, а актуальный цикл объекта не учитывается. Демпинг в госзакупках продолжает процветать. Сохраняется неравенство в отношениях меж заказчиком и генподрядчиком, когда 1-ый диктует свои условия и ни за что не отвечает, а 2-ой полностью бесправен и должен отвечать за все.

И, естественно, большой вред наносит тот факт, что на торги выходят компании совсем обезличенные, без указания профиля и опыта работы. В этой ситуации СРО должны получить право участвовать в тендерных комиссиях и представлять беспристрастную информацию о собственном члене. На данный момент же СРО могут даже не знать, какие договоры заключили их компании, а за срыв договоров отвечать должны – это ненормальная ситуация. Так что закон о госзакупках и о правах СРО необходимо поменять.

Еще больше агрессивно высказался о судьбе генподрядчиков генеральный директор «Мостотреста» Владимир Власов, заявив, что через год его компания при сегодняшней ситуации может уйти с рынка, так как работать стало нереально. И вообщем, из числа тех компаний, которые ранее были главными дорожными строителями Москвы, на данный момент на рынке не осталось фактически никого – и в этом очень большая вина заказчиков. Сейчас диктат заказчиков вышел на таковой уровень, что хоть какого подрядчика можно обанкротить и убрать с рынка. Контроль за подрядчиком все жестче, при всем этом ответственность госорганов и госзаказчика меньше.

При всем этом повсевременно вырастают требования по обеспечению стройки – сейчас к банковской гарантии прибавилось к тому же казначейское сопровождение. Но казначейство не интересует, что очень нередко по прихоти заказчика строитель должен выполнить дополнительные работы, оно смотрит, чтоб строителю не переплатили. В итоге строй компании банкротятся и уходят с рынка, как это было после олимпийских строек и иных знаковых муниципальных объектов.

Ценообразование при госзакупках – это отдельная неудача. Строителю непринципиально, как именуется способ формирования цены, ему необходимо, чтоб на торги вышла стоимость, которая дозволит как-то жить и платить налоги. На данный момент очень многие компании оказываются неплательщиками налогов – просто нет средств. Так у Налоговой инспекции появилось «ноу хау» - они требуют от генподрядчиков заплатить НДС, которые не заплатили субподрядчики! «Мостотрест» в таковой ситуации прекращает брать генподряды, чтоб не нарываться на миллионные штрафы. Ну, и кто будет строить экономные объекты в этой ситуации?

И очередной момент: требования к подрядчикам на торгах повсевременно ужесточаются, сейчас предписано в конкурсную документацию включать жесткий график работ. Хоть какой обычный строитель осознает всю дурность этих требований. Более того, даже если объект будет построен с опережением сроков, это будет считаться нарушением, а не удачной работой подрядчика, за какую могла бы быть и премия. «Результат надвигается ужасный!» - окончил В.Власов, добавив. Что китайские генподрядчики стоят на низком старте и с ублажение наблюдают за смертью русских коллег от рук русских госзаказчиков.

Добавил красок в эту картину и председатель совета СРО Альянс «МООСС» Миша Викторов - в этой СРО 2/3 членов – генподрядчики промышленного и другого строительства. Миша Викторов главной неудачой именовал невозможность планирования загрузки компаний на 3-4 года вперед, а отсюда и все другие трудности: отсутствие кадровой работы и инвестиций в вещественную базу компаний, обновление фондов и т.д.. Как набирать в компанию молодежь, если непонятно, сколько служащих придется сокращать через полгода при отсутствии заказов? И, естественно, необходимо поменять 44-ФЗ, так как на данный момент совсем искажена система ответственности. Необходимо агрессивно отсекать демпинг на торгах, необходимо завлекать СРО для оценки участников торгов на каждом определенном госзаказе.

Проблема для СРО: развиваться либо самораспуститься?

На фоне 10-летия системы саморегулирования в строительстве и сотворения Нацобъединения строителей (НОСТРОЙ) диалог о том, каково же место СРО в современном строительном процессе, не может не настораживать.
За 10 лет было много изготовлено в части технического регулирования, сотворения Нацреестра профессионалов, выстраивания отношений меж СРО и компаниями, которые через их получали выход на рынок. Но накопившиеся за 10 лет ошибки, в том числе, и от реформы 2017 года, нужно признать и начинать исправлять.

Так, по воззрению Миши Викторова, очень многие генподрядчики совсем индифферентно относятся к тому, в какой СРО они состоят, не понимая места и способностей этой организации. Отмена видов работ привела к тому, что СРО не стали «созидать», какая компания чем занимается и за что может либо не может нести ответственность. Введение Нацреестра профессионалов привело к тому, что срочно были трудоустроены тыщи пожилых людей, только бы отвечать требованиям НРС. Но разве для этого он создавался? В общем, после 10 лет работы система СРО нуждается в формировании новейшей концепции ее развития, куда войдут и переход на страхование рисков не только лишь компаний, да и основных профессионалов, ГИПов и ГАПов проекта, предложения по использованию компенсационных фондов СРО для развития отрасли, роль в госзакупках, новые ценности и задачки. И, естественно, по воззрению Ефима Басина, которое поддержали многие, туда должны возвратиться виды работ и реальные допуски для компаний от СРО – по другому вся эта система становится глупой.

Президент Нацобъединения изыскателей и проектировщиков Миша Посохин лицезреет главную задачку НОПРИЗ и СРО на данном шаге в формировании системы независящей оценки квалификации в архитектуре и изысканиях, чтоб повысить компетентность кадров и, соответственно, качество работ.

Но малеханькой сенсацией на этом фоне прозвучала реплика замминистра строительства Рф Дмитрия Волкова, который с милой ухмылкой поведал, как во время написания Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года его влиятельный сотрудник высказался в том смысле, что представители СРО в процессе написания главы о саморегулировании как мастера должны осознать всю ненужность этой системы и самораспуститься. «Не самораспустились, - констатировал Д.Волков. – Будем далее с этим работать». Понятно, что бюрократы такового уровня просто так на публике такие заявления не делают. Необходимо сказать, что присутствующие были очень озадачены этой шуточкой. Миша Посохин не нашелся, что сказать. А президента НОСТРОя Антона Глушкова просто на этом главном заседании не было. Сам же Дмитрий Волков предпочел после собственного заявления проститься и покинуть заседание.

Фильтр-кувшин для очистки воды Барьер Экстра 2.5 л, цвет индиго

Фильтр-кувшин Барьер «Экстра» — компактный фильтр, способный обеспечить качественной очищенной водой семью из 2–3 человек. Компактная модель с узким корпусом позволит разместить фильтр в дверце холодильника — прохладная чистая вода всегда под рукой. Чтобы получить чистую питьевую воду, достаточно снять крышку, залить водопроводную воду и подождать несколько минут. В результате обработки кассетой - удаляются хлор и его производные, неорганические примеси, механические частицы, неприятные запахи, привкусы.

Основные характеристики